Наверх

ГБСУСОН "Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
 
Мы служим детям
Брянская область, Дубровский район,
пгт. Дубровка, ул. Журавлева, д.50
 
e-mail: dubr.ddi@mail.ru
 
+7 (48332) 9-12-71

Наш дом-интернат

Новости

Главная / Опыт работы учреждения по оказанию социальных услуг / Инновационные подходы к обучению детей с ТМНР (Учитель - Знаменкина А.А.)
16 Февраля 2018

Инновационные подходы к обучению детей с ТМНР (Учитель - Знаменкина А.А.)

«Инновационный подход в обучении детей»

В 2017-2018 учебном году занятия посещают дети групп «Колокольчик», «Вишенка», «Василёк», «Берёзка», «Капелька». Сформировано 10 учебных групп. Занятия проходят по следующим учебным дисциплинам: окружающий природный мир, окружающий социальный мир, изодеятельность, математические представления, человек. На каждый предмет разработано тематическое планирование, содержание видов деятельности, материал и оборудование, программа, мониторинг. На каждого обучающего разработана специальная программа развития.

Чтобы ребёнок на занятии был активен и спокоен стараюсь использовать компенсирующие средства реабилитации: это принятие ребёнка таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, понимание детских трудностей и проблем, забота и гуманное отношение к ребёнку и ласка. Зачастую простое ласковое прикосновение успокаивает ребёнка и активизирует его учебную деятельность.

Большое значение в учебное деятельности имеют различные виды педагогической поддержки:

-обучение строится на основе наглядной и практической деятельности с реальными предметами

-адаптация обучения т.е. обучение без принуждения

-очищение учебного материала от сложности

-одновременное подключение зрения, слуха и моторики

Использую методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный( он уместен занятиях по изодеятельности), исследовательский ( на занятиях по окружающему природному миру, когда идёт работа с камнями, песком,водой, природным материалом). Но доминирующими являются наглядный и практический. Показываю приёмы выполнения заданий, затем сопряжённо с ребёнком многократно повторяю необходимые действия, в результате чего вырабатываются определённые умения и навыки. В это время стараюсь следить за активностью ребёнка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить упражнение, движение, приём, которому его обучаю. Поощряю словами, интонацией, жестами даже самые незначительные успехи детей.

Практически в каждое занятие стараюсь включать элементы коррекционной работы. На первое место ставлю двигательное развитие ребёнка. Сюда относиться пальчиковая гимнастика (подборка в стихотворной форме), включаю её в каждое занятие. Это лепка из пластилина, обводка по контурам, трафаретам, штриховка, раскрашивание, сгибание бумаги, занятия мозайкой, пальчиковые игры, песочная терапия-это захват, удержание, пересыпание песка, рисование на песке пальчиком, ладошкой, карандашом.Массаж карандашами, он состоит из упражнений для тыльной стороны кисти руки и массажа ладоней. Это физминутки и динамические паузы, упражнения для биологически активных зон, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика. Накоплена методическая папка по каждому из приёмов двигательной активности. С некоторыми я хочу вас познакомить.

Упражнение для биологически активных зон «Что нам делать после дождика»

-Что нам делать после дождика? (Энергично массируют дорожку по спирали вдоль грудной клетки)

-По лужицам скакать! (Большими пальцами рук мягко поглаживают шейку сверху вниз).

-Кораблики пускать! (Сжав руки в кулачки возвышениями больших пальцев растирают крылья носа)

-Что нам делать после дождика? (Кладут пальчики на середину лба и массируют мягко надавливая)

-На радуге кататься! (Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу от виска к виску)

-Что нам делать после дождика? (Энергично растирают ладошки)

-Да просто улыбаться! (Протягивают ладошки вперёд и улыбаются)

2 Динамическая пауза «Мартышки»

(Дети делают «пружинку» т.е. сгибают руки в локтях, ладони развёрнуты вперёд, пальцы раздвинуты. Выполнят движения по тексту стихотворения)

Мы в ладошки хлопаем, мы ногами топаем.

Надуваем щёчки, скачем на носочках.

И друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску.

Оттопырим ушки, хвостик на макушке.

Шире рот откроем, гримасы всем состроим.

Как скажу я цифру «три» все с гримасами замри.

3 Упражнения для глаз

   Громко муха зажужжала, над слонёнком виться стала

Муха, муха полетела и на нос ребёнку села

Снова муха полетела и на ухо она села.

Муха вверх и муха вниз, ну, слонёнок, берегись

Следующий элемент коррекционной работы- развитие ориентировки в пространстве. Использую ряд упражнений на определение правой, левой стороны у себя, на своём отображении в зеркале, на картинке. Ориентировка на плоскости листа-слева, справа, вверху, внизу, посередине. Составление фигур из палочек. Для развития памяти использую игры типа: найди предъявленные предметы, фигуры в числе других, выложи узор по образцу, повторение слов, цифр, четверостиший. Для тренировки запоминания использую чистоговорки. Этот вид работы детям очень нравится. Имеется подборка чистоговорок.

Особое место при проведении занятий отвожу игре. Включение игровых моментов делает процесс обучения интересным, снимает утомляемость. При проведении игр учитываю возможности ребёнка. Эмоции, которые возникают в ходе игры благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма. В игре происходит коррекция психических процессов, развиваются определённые умения и навыки.

Приведу ряд игр, которыми пользуюсь на занятиях:

-«Найди такой же», «Разложи по цветам», «Разложи по формам», «Найди лишний предмет», «Картинки из счётных палочек», «Весёлые заборчики», «Разноцветные домики», «Подбери крышку к кастрюльке», «Назови похожий предмет», Для ориентировки в пространстве-     вокруг ребёнка расставляю любые игрушки. Вопросы:  «Кто стоит справа, слева от тебя?, Где стоит заяц? Где находится машина?. Игра «Фрукты-овощи» (разложи в разные корзинки, посади овощи на грядку, а фрукты на дерево, подбери овощи для супа, борща) «Найди по описанию» «Узнай дерево по листочку», для закрепления детёнышей-«Кто у кого» «Рассели зверей по квартирам» «Приготовь обед для зайки, белки, медведя» Нравятся детям игры с водой-это переливание воды ,игры с плавающими игрушками  Игры стараюсь подбирать, чтобы они развивали у ребёнка зрительное внимание, наблюдательность, речь.

На занятиях по рисованию использую нетрадиционные приемы техники рисования: рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, пластилином, губкой,

На занятиях по аппликации-ватными дисками, палочками, салфетками. Делаем объёмные аппликации, аппликации из ладошек, делаем печати на пластилине. Принимаем участие в выставке, которая организована во 2-ом корпусе и обновляется каждый квартал.

 

Детям нравится работа с рамками-вкладышами, рамками- застёжками, безебордами, разборными игрушками, шнуровками, говорящими плакатами. И конечно на каждом занятии обязательно индивидуальный подход к ребёнку.

Внеурочная деятельность занимает определённое место в моей работе: совершаем экскурсии в детскую районную библиотеку, кстати работники библиотеки отметили уровень воспитания наших детей, в дом спорта, в магазин. Совместно с коллегами проводим развлекательные, логопедические, спортивные праздники.

Хочется отметить, хотя и незначительные, успехи детей. Роза Золотарёва с удовольствием идёт на занятия. Особенно ей нравятся занятия по изодеятельности .Рост развития наблюдается у Маши Журбиной, Бойко Кирилла, Лазаренко Вики, Антоненко Светы.

На перспективу – и дальше буду самообразовываться, следить за новинками коррекционных занятий, расширять подборку игр и упражнений.

 

Видео

Инновационный подход в обучении детей



© 2015 — 2018 ГБСУСОН "Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"

Создание сайта — компания "Альма", 2015