Наверх
  • Размер шрифта:
  • Цвета сайта:

ГБСУСОН "Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
 
Мы служим детям
Брянская область, Дубровский район,
пгт. Дубровка, ул. Журавлева, д.50
 
e-mail: dubr.ddi@mail.ru
 
+7 (48332) 9-12-71

Наш дом-интернат

Новости

Главная / Опыт работы учреждения по оказанию социальных услуг / Индивидуальные занятия при обучению детей с ТМНР ( Учитель-логопед - Искра А.В.)
15 Февраля 2018

Индивидуальные занятия при обучению детей с ТМНР ( Учитель-логопед - Искра А.В.)

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В последнее время много внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти никакой помощи от специалистов. Современные знания и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности.

Главное в работе с детьми с умственной отсталостью - практическая направленность всех занятий в игровой форме. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно. Следует внимательно следить за активностью ребенка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить движение, которому его обучают. Не надо пропускать даже едва заметный успех, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, интонацией, жестами самые незначительные успехи детей.

Инновационные методы:

1. Терапия с крупами

Гречка, макароны, рис – отличный доступный, безопасный и экологически чистый материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Игры с крупой развивают чувствительность пальчиков, развивают тонкие координированные движения  пальцев, что в дальнейшем поможет ребёнку хорошо рисовать и красиво писать

Погружение обеих рук в рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок  как бы раскрепощается, они не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).

2. Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Терапевтические возможности

  • Существенно усиливает желание ребенка узнать что  то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно  игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно  ролевой игры и коммуникативных  навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

3. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

4. Дыхательная гимнастика. При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

  1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
  3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
  4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5. Дидактические игры. «Где мишка?», «Кукольный театр», «Музыкальные животные», «Поймай меня», «Божья коровка», «Нарисуй цветочек».

6. Стихи с движениями. Разучивание стихов с движениями является одной из игровых форм работы с дошкольниками. Дети имеют возможность поиграть со стихом, подвигаться, чем воспитывается и поддерживается познавательный интерес детей к родному языку и к данному виду работы с речевым материалом.

В ходе данных рече-двигательных игр решаются следующие задачи:

-развитие речевого дыхания;

-совершенствование умения координировать движения мелкой и общей моторики со словами;

-закрепление с детьми различных лексико-грамматических категорий в стихотворной форме;

-развитие процессов памяти и внимания;

7. Проводится кружковая работа с детками из отделения милосердия. Мы рисуем ладошками, ножками и детям это очень нравится, они получают множество положительных эмоций. Рисование ладошками и ножками. Кроме удовольствия в рисовании есть и развивающая польза. Это и обогащение тактильного опыта, и знакомство с цветами и свойствами красок.

8. Внеурочная деятельность

Логопедические праздники, ставшие уже традиционные. Разучивание стихов и танцев.

9. Так же кроме кружковой работы в отделении милосердия проводятся и занятия.

Вывод:

Таким образом, использование инновационных методов обучения с детьми, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе).

В дальнейшем мы будем использовать всё больше новых технологий в обучении наших детей.

Работая с такими детишками, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть семимильными  шагами, но их развитие возможно.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Видео

Инновационный подход в обучении детей с умственной отсталостью



© 2015 — 2020 ГБСУСОН "Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"

Создание сайта — компания "Альма", 2015