Наверх
  • Размер шрифта:
  • Цвета сайта:

ГБСУСОН "Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
 
Мы служим детям
Брянская область, Дубровский район,
пгт. Дубровка, ул. Журавлева, д.50
 
e-mail: dubr.ddi@mail.ru
 
+7 (48332) 9-12-71

Наш дом-интернат

Новости

Главная / Опыт работы учреждения по оказанию социальных услуг / Современные технологии развития по методике М.Монтессори «Дары Фрёбеля» (Учитель-дефектолог - Сафронова А.Л.)
15 Февраля 2018

Современные технологии развития по методике М.Монтессори «Дары Фрёбеля» (Учитель-дефектолог - Сафронова А.Л.)

 Инновационные технологиипо методике М.Монтессори

«Дары Фрёбеля»

 

Рассматривая различные приёмы и методики работы с детьми , меня заинтересовали занятия в которых  использовали методику, разработанную известным педагогом Марией Монтессори. В современной литературе педагогическая система ММонтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. Принципиальным отличием методики М.Монтессори от других известных методик является смещение приоритетов и коренное изменение принципа получения ребёнком полезных знаний. Педагог уже не является доминирующим объектом, в центре методики – ребёнок, который активно развивается в специально подготовленной среде, где взрослый является  помощником  лишь в том случае, когда ребёнок самостоятельно выполнить задание не может. Методика подразумевает  выбор ребёнком сферы занятий, а не навязывание педагогом однотипных и шаблонных заданий одинаковых для всех детей. Ребёнок полностью реализует своё право на выбор и самостоятельно решает чем, когда и как долго заниматься. При наличии большого выбора заданий, очевидно, что каждый из детей сможет выбрать для себя подходящее занятие, а в следующий раз обратит своё внимание на то, чем ещё не занимался. Это не говорит о вседозволенности ребёнка. Педагог следит за этим и обращает вниманиен на дисциплину и воспитывает самостоятельность у ребенка, по окончанию занятий, убирать материал на место.Одной из составляющей методики является материал- монтессори. 

В кабинете, где я провожу занятия имеется много дидактического материала, так называемого- «Дары Фребеля» или « наборы Фребеля». Что это за материал? Кто его создатель? Как играть с ним? В сети Интернет мне удалось разыскать  видеоролики с демонстрацией приёмов работы с  наборами Фребеля, также изучить методические пособия по данной  методике. Материал показался мне очень интересным и я постаралась использовать полезный опыт в работе с нашими детьми на занятиях.

И так, ответим на вопрос : «Кто же создатель данного материала?»

Слайд 2

Предшественником Марии Монтессори был  известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей - Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852 годы жизни). Он также создал самый первый в мире обучающий (дидактический) материал для детей , который известен и используется до сих пор.

слайд 3

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель,  1806 г.

Слайд4

 Еще некоторые интересные факты о Ф.ФРЕБЕЛЕ:

•          Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!

•          Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо  хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли.  И очень прошу всех вас – дорогие коллеги  внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться! 

ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ И ИГРЫ С НИМИ.

Слайд 5

В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, кубики, мячи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Слайд 6

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке диаметром 6см.Цветов радуги (белого цвета, красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). С помощью данного набора ребенок получает первоначальные чувственные о шаре по средством прикосновения, хватания, катания. Развитие сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации, происходит восприятие цвета и фактуры мяча. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Педагог каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо, круговые движения. Можно спрятать  мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»). Играя с мягкими мячами можно петь песенку

 Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения , но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

фото слайды 7-11

Для ребенка это очень важные упражнения, которое развивает сенсомоторную координацию, знакомство сразличными цветами.

Слайд 12

Второй дар Фребеля

Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра

Фото слайды 13-14

Слайд 15

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дети знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей. У ребенка  происходит развитие мелкой моторики, наблюдения, развивается зрительно-моторная координация, уменее работать по образцу. Ребенок развивает у себя навыки конструирования, а также  творческих способностей, проводя различные комбинации. Развивается пространственное мышление. Воспитывается терпеливость и усидчивость, умение работать в паре.Можно  построить из деталей такого  дидактического конструктора для детей « Дары Фребеля»: здания, мосты, башни, мебель, транспорт, животных и т. д.. Дети делают их по образцу – картинке.

Фото слайды 16-19

Слайд 20

Седьмой дар – модуль « Цветные фигуры»

Фото Слайд 21

Слайд22

Восьмой дар – модуль «Палочки»

Фото слайды 23 -25

Слайд 26

Девятый дар – модуль «Кольца и полукольца»

Фото слайды 27-30

Слайд 31

Десятый дар – модуль « Фишки» это деревянные мелкие кружочки различных цветов, демонстрирует, что линия состоит из точек. Используется для конструирования (украшение для елочки), сортировка по цвету. Способствует развитию  зрительно- моторной координации, сенсорных ощущений (посредством прикосновения), творческих способностей.

Фото слайды 32-35

Слайд 36

Одинадцатый дар – модуль «Цветные тела»

Фото слайды 37-38

Слайд 39

Двенадцатый дар – модуль «Мозайка. Шнуровка» - способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, умение классифицировать  по цвету, действовать по образцу)

Фото слайды 40-42

Применив элементы методики М. Монтессори, используя «Дары Фребеля» в работе с детьми  я отметила положительную динамику в концентрации внимания, способности самостоятельной работы, эмоциональной и двигательной активности, в установлении и поддержании контакта с детьми. Конечно имеются и много трудностей в работе , существует  хаотичностью в поведении детей, неумением использования образца, низким уровнем самостоятельности, значительным нарушением последовательности игровых действий. Поэтому мне приходится ведущая роль и ребенок при этом ведет себя как наблюдатель. Система М. Монтессори ещё раз доказала, что каждый ребёнок индивидуален, его нужно принимать таким какой он есть, не сравнивая с другими детьми. 

Слайд 43- спасибо за внимание

БИОГРАФИЯ Ф. ФРЕБЕЛЯ

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель,  1806 г.

   

Фридрих  Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы?  Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

 Затем Фридриха  забрал к себе дядя, и он стал  ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не  его дело жизни.

И вот – счастливый поворот в его судьбе.  Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии.  Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

КТО СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ДЕТСКИЙ САД? КАКИМ БЫЛ ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ САД Ф. ФРЕБЕЛЯ?

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле¬мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают¬ся в умелом уходе».

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем  изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей.

СИСТЕМА ФРЕБЕЛЯ.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

ИГРЫ ФРЕБЕЛЯ.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Они называются «дарами». 

 

                                                                                                                  

 

Видео

Инновационный подход в обучении детей (Сафронова А. Л.)



© 2015 — 2020 ГБСУСОН "Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"

Создание сайта — компания "Альма", 2015